Адвокат Дьявола

Если к вам обращаются с проблемой, собеседника нужно внимательно выслушать. Поставить себя на его место. Вникнуть в положение. Посочувствовать. Особенно если вы психотерапевт.

Терапевт не может сказать пациенту, что тот – законченный мудак. Не может рявкнуть – ты уже достал со своей хренью, вылезай из раковины и ступай жить дальше! Консультант должен быть белым и пушистым. Особенно если его фамилия не Фарелли.

Френк Фарелли (Frank Farrelly) когда-то понял, что ему не хочется быть лапочкой. Его, как человека ироничного и хулиганистого, стало выбешивать традиционное распределение ролей: несчастный клиент жалуется на проблемы, мудрый терапевт сочувствует и поддерживает.

«Черт, он выводит из себя меня, свою семью, суд, коллег, весь остальной мир, — говорит Фарелли. — Почему бы и его для разнообразия не огорчить?»

И он огорчает.

Когда девушка на приеме рассказывает, что хочет свести счеты с жизнью, Фарелли не возражает. С удовольствием описывает ее смерть во всех подробностях. Смачно рисует картину похорон. Затем со словами «Ну, тогда деньги вам больше не нужны» берет ее кошелек и пытается вытащить содержимое.

Клиентка в шоке. Ей это не нравится. Она привыкла, что врачи носятся с ней как с писаной торбой, уговаривают и переубеждают. А тут какой-то прохвост… В общем, она не хочет расставаться с деньгами.

«Ладно, — говорит Фарелли. — Вот тебе 3 бакса на такси — доехать домой и там совершить самоубийство. Но остальные бабки я забираю». После непродолжительной возни клиентка отнимает кошелек и уходит — ошеломленная и возмущенная.

Но больше о суициде не заговаривает.

Френк Фарелли — основатель провокативной психотерапии. «Роль врача провокативной терапии можно выразить так: «Адвокат Дьявола», — пишет доктор. — Он играет роль искусителя, побуждая клиента продолжить «грехопадение», поддерживая его искаженное и патологическое представление о «добре» и выдумывание оправданий такому поведению».

Терапевт-провокатор доводит ситуацию до абсурда. Заставляет человека взглянуть на себя с другой стороны. Дает «волшебный пендаль», благодаря которому пациент выходит из привычного проблемного состояния.

Молодая симпатичная женщина страдает из-за неверности мужа, неуверенности в себе и безвольности. Долго находится в тяжелой депрессии.

Первый разговор с Фарелли состоялся в дождливый мартовский день, когда его туфли были облеплены грязью. После обмена несколькими фразами Френку становится все понятно и он говорит:

— Вы просто коврик при входной двери, не так ли?

Клиентка едва слышно вздыхает: Да, так и есть.

Что делает добрый доктор? Берет краешек ее шикарного платья и начинает вытирать с ботинок грязь.

— Точно, дверной коврик… Ну, в конце концов, на что-то вы годитесь.

Женщина плаксиво возражает:

— Пожалуйста, не делайте этого. — Она отнимает подол платья и меланхолично очищает его от грязи.

На 2-м сеансе Фарелли идет дальше — кладет ногу клиентке на колено. А не удовлетворившись результатом, до кучи слегка пинает ее.

На третьем сеансе он честно и последовательно пытается проделать то же самое (надо же быть последовательным в своих действиях, верно?). Но на этот раз девушка… пинает его в ответ! И довольно сильно.

С этого момента начался ее выход из депрессии.

Фарелли называют «отцом смеха в психотерапии», но пациентам часто не до шуток. В работе доктор затрагивает весьма болезненные моменты, такие как самооценка, физические недостатки, возраст, близость смерти, интимные отношения.

Полная дама, усаживаясь в кресло рядом с ним, может услышать что-то вроде «Наверное, это дирижабль отвязался и приплыл к нам сюда?» или «Сколько тысяч лис пошло вам на шубу?».

Интеллигентному мэну в очках достается: «Вас кто-нибудь обзывал Эйнштейном? Я — последний человек, который станет вас в этом обвинять».

Молодому мужчине: «35 лет — дело к закату!» или «Ты можешь начинать выходить на пенсию. То, что между ушами, уже превращается в камень».

Высмеиванием, провокациями, неожиданными действиями психотерапевт выводит клиента из себя. И тот зачастую решает проблему назло вредному врачу. Чтобы доказать.

Молодая проститутка, бывшая наркоманка выписывается из больницы. Фарелли проводит с ней доверительную душещипательную беседу. Вот таким образом:

— Планируешь выписаться? (смеется) С твоими-то данными! Могу представить, как ты будешь жить.

Девушка (протестуя): Погодите минутку, я собираюсь устроиться официанткой.

Фарелли (проникновенно): Как ты представляешь себе, черт возьми — стоять по восемь часов в день на ногах? Когда эти же деньги можно заработать, лежа на спине, всего за 20 минут?!

Девушка (смеясь, но серьезно): Может, прекратите разговаривать со мной таким образом?..

Как-то молодой Фарелли заключил пари относительно больной, которая полгода находилась в кататоническом (полностью неподвижном) состоянии. За 6 м-цев не произнесла ни слова, сколько врачи с ней не бились. Френк подозревал, что у нее просто нет мотивации для выхода из этого состояния, и поспорил с приятелем на 2 доллара, что через неделю женщина заговорит.

«Она относилась к нам как к мебели, совсем не признавала нашего существования, — пишет психотерапевт. – Раз так, я тоже буду относиться к ней, как к мебели».

Он выбрал сотрудников потяжелее и подбил их на авантюру. Они стали садиться к пациентке на колени по несколько раз в день. Мебель – значит, мебель.

На 4-й раз больная сделала слабую попытку отпихнуть сидящего.

«Она заговорит как миленькая, — был уверен Фарелли, — когда ее кости расплющатся от тяжести».

На шестой раз женщина рассмеялась, крепко толкнув одного из ребят в спину. Затем открыла рот и провозгласила: «Убирайтесь с моих колен к чертовой матери!».

Такая история.

В общем, если к вам обращаются с проблемой, собеседника нужно внимательно выслушать. Поставить себя на его место. Вникнуть в положение. Посочувствовать.

Нужно всегда быть белым и пушистым. Особенно если вас зовут не Френк Фарелли.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

В ЖЖ!