Очередь, орлы и лохи

Допустим, вы едете по городу на машине и вам нужно развернуться в обратном направлении. Доезжаете до знака, уходите в левый ряд и пристраиваетесь в хвост к автомобилям перед разворотом. Очередь неспешно продвигается, иногда от нетерпения сигналя – мол, не спите там, впереди. Вы уже добираетесь до разворота, как вдруг подлетает орел на какой-нибудь тонированной девятке и втискивается перед вами.

Водители позади мечтают, чтобы вы слегка сдали назад, а затем со всей дури протаранили орла в бочину. И это понятно, хитрозадый товарищ увеличивает время ожидания всей очереди. Спрашивается, кто он такой и что у него в голове?

Есть варианты ответов.

Возможно, перед вами человек, который сильно спешит. Иногда такое случается с каждым. А может быть, за рулем молодняк лет 18-20. У таких в голове еще клубится туман и они не твердо знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Третий вариант – за рулем обычный хам. Клал он на всех с прибором, свои интересы превыше всего.

Но есть еще один возможный типаж…

Писатель и философ Александр Никонов считает, что цивилизации делятся на «городские» и «деревенские». Цивилизации деревенского типа – малокультурные, дикие, агрессивные. Городские – высокотехнологичные, мирные, живущие по принципу «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон».

Например, по Никонову, Римская империя расцвела, когда на смену Глобальной Деревне пришла античность — или Глобальный Город. Но с веками все изменилось. «Археологи, ковыряющие Италию, заметили такую странность, — пишет Никонов в книге «Судьба цивилизатора», — на римских кладбищах времен заката Империи неримских имен больше, чем римских. На могильных камнях — сплошь варварские имена! Рим стремительно «варваризировался». Куда-то исчезали, таяли римляне, а на их место приходили другие люди. По-другому думающие». Когда количество провинциалов превысило критическую массу, Рим опять стал Глобальной Деревней. Античность закончилась, началось Средневековье.

Если же провести аналогию с современным мироустройством, Запад сейчас уже «городской», Россия с Китаем где-то на полпути, а страны, например, арабского мира большей частью еще «деревенские». А когда взглянешь сквозь призму этой теории на Россию, становится понятным уже доставшее всех бурление на Кавказе.

«Современный горожанин устроен гораздо сложнее деревенского парня, — пишет Никонов. — Он уже не делит мир на своих и чужих, плохих парней и хороших, черное и белое. Он понимает, что добро и зло относительны, что нужно быть терпимым и толерантным к людской инаковости. (А иначе при такой скученности в городе просто не выжить: мегаполис — великий уравнитель и великий примиритель.) Горожанин для себя уже принял, что лучше компьютерная война, чем обычная, поскольку во время компьютерной войны можно есть пиццу, принесенную прямо на дом, и не рискуешь потерей конечностей, а то и самой жизни».

Человек «деревенского» менталитета диковат и хитроват. Мир для него прост и понятен, в нем есть четкие морально-нравственные ориентиры: дед пахал, и мне завещал. Отец не считал зазорным сморкаться в кулак, и я не стесняюсь. Захотелось срочно по большому – сел и навалил, чо тут такого. И не важно, что вокруг уже не пасторальный пейзаж, а подъезд многоэтажки. Живем по заветам предков, епть.

«Деревенский менталитет» не обязательно предполагает, что человек живет в Больших Пиндюлях. Он может быть и горожанином, «парнем городских окраин» или успешным менеджером. Просто у него мышление еще архаичное, дремучее.

Для человека Деревни пролезть без очереди – поступок доблестный. Это такая военная хитрость, мастерский развод лохов. Когда он втискивается перед вами на развороте, в его котелке, как я подозреваю, возникает такая картинка — водители сзади весело хлопают себя по коленке и приговаривают: «Вот ведь шельмец, сделал таки всех! Нет, ну надо же, какой ушлый парень!» А девушки за рулем вздыхают: «Да, с таким не пропадешь…». И едет Деревня дальше довольный собой, купаясь в лучах им же придуманного восхищения. Какая еще культура-мультура, о чем вы.

Я такое часто наблюдал в Индии. Там очереди — для плебеев, низших каст. Уважающий себя индус стоять затылок в затылок не будет. Поэтому в магазине или у привокзальной кассы всегда грушевидная людская масса – впереди толкаются самые активные, к хвосту толпа сужается, и там самое чмо. Ну, и еще европейские туристы.

Бекки Шарп в своем блоге регулярно выплескивает ненависть: «За хамство — бить, бить и бить! Мордой об асфальт, пока не поймет, тварь!» Боюсь, на человека Деревни карательные меры не подействуют. Такой будет размазывать по щекам кровавые сопли и искренне полагать, что с ним поступили несправедливо. Абсолютно искренне. Почему он должен верить вам больше, чем хорошим людям, которые окружали его с детства? Дед пахал, отец сморкался, на раёне в жизни не стояли в очередях. А он что, рыжий?

Полные перевороты в сознании у людей случаются крайне редко. Возможно, только отпрыски, выросшие в городской среде, начнут что-то понимать. А их дети и вовсе станут цивилизованными. Культура – штука эволюционная, а не революционная.

«Все «температурные» потрясения цивилизации XIX, XX, а теперь вот и XXI века — это просто издыхание деревенских микробов внутри нас, — считает Никонов. — Конфликт Города и Деревни. Гибель многотысячелетней патриархальной морали. Смерть Традиции. То, что медики называют словом «кризис». Только у нас он еще не миновал. Мы в нем живем…».

И когда орел на тонированной девятке отпихивает окружающих локтями, можно начать его воспитывать. Или изойти адскими проклятиями. Или таки разогнаться и протаранить его в бок. А можно пожать плечами и посмотреть на ситуацию философски. Ну что с него возьмешь? Деревня.

Гармонии вам.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

В ЖЖ!

57 Коммент.

You must be logged in to post a comment.

  • Смеялся до слез над некоторыми моментами.) Очень интересно, никогда о таких вещах не задумывался.
    Хочется мне думать, что я горожанин. А когда вижу, что деревенские жители больше преуспевают в одинаковых условиях, понимаю в чем их сила и чему у них можно поучиться.)
    Айрат, а как же все-таки реагировать, по вашему мнению?
    Думаю, воспитывать нужно, но как профессор Преображенский: лаской и внушением?

  • Что-то очень уж категорично про деревенский менталитет.Уродов везде хватает. Иногда простая деревенская неграмотная бабушка даст фору в порядочности и великодушии любому рафинированному интеллигенту. Здесь частный случай с хамом. Сама в деревне родилась и выросла и с гордостью говорю об этом. Переубедите меня:-)

    • У меня есть родственники, друзья и знакомые в деревнях — достойные и воспитанные люди. В посте я писал об определенном типаже, который встречается и в городе.

      Хам — это все-таки немного другое. Он плюет на всех сознательно, тогда как есть люди, которые просто не понимают, в иной среде иные правила игры.

  • Я без сомнения считаю, что я толерантен, как у меня, так и у сына в школе наберется целый «букет» друзей и однокашников по нацпризнаку (мы проживаем в Люберцах, ближайшее подмосковье)… суть не в этом. Это очень хорошо!
    Но у меня периодически возникают сомнения, что сама среда обитания существенно влияет на менталитет наших отпрысков. В некоторых семьях (взять к примеру тот же Кавказ) дети воспитываются в кругу семьи более консервативно. Бесспорные плюсы: сохранение самих корней народных традиций и языка; минусы: какое-то внутреннее неприятия других культур, обычаев и того же «многомиллионного городского» менталитета.
    Видимо этим и пользуются зачастую наши политики, для разжигания МНР.
    Выражаю только собственное мнение.
    Спасибо за очередной минишедевр-статью!

    • Но вот американские психологи утверждают, что на ребенка больше влияния оказывает окружение, среда, чем родители. Исследования подтверждают, говорят.

      Спасибо, приятно слышать )

  • Почитать, так одна деревня у нас на тонированных девятках и разъезжает. Небось случайно одного шустренького захомутали и все. Кто уср…ся? Деревня!!! А кто же? Первые два варианта отпадают. У них же уважительные причины (опаздывают), и еще, они же городские. А молодняк. Так это же дети городских! Да деревенским некогда шастать по городу, они может и выезжают 2 раза в год. Прикупить детишкам одежки. И машина у них на вес золота, не будут они рисковать поперед батьки в пекло. И нечего их унижать. Они покультурнее многих городских будут. Еще не разбалованы. А этот Бекки Шарп своим высказыванием от хамов то сам недалеко ушел. Словечки то выбрал. Одно хамистее другого. И еще туда же. Одним словом — ОРЕЛ!!!

    • Не знаю как у вас а у нас на тонированных девятках одни джигиты ездят. И разговор в частности про них, у наших деревенских машин-то толком нет. Просто для наглядности был выбран именно такой пример описания, ибо он нам ближе.

      Если вы внимательно читали, то не могли не прочесть следующее:

      ««Деревенский менталитет» не обязательно предполагает, что человек живет в Больших Пиндюлях. Он может быть и горожанином, «парнем городских окраин» или успешным менеджером. Просто у него мышление еще архаичное, дремучее.»

    • «Бекки Шарп» это ник известной светской журналистки Божены Рынска. Несдержанная на язык и очень злая, это да )

      Хамы есть и среди городских, а прекрасные и культурные люди есть и среди деревенских, я разбирал просто условный типаж.

      • ))) Вот вам спасибо!))) Вы как почувствовали, я так хотела сегодня у вас спросить, кто такой этот Бекки Шарп))) А это оказывается ОНА!!! Я в шоке. А в виде условного типажа я почему-то вижу качка на BMW, крутого мачо. Вот тот не задумается распихать всех))) И тогда только и останется философски подходить) Ну что с него взять!!! Деревня!!!))) Спасибочки)

  • Сам очень много езжу на машине иногда получается до 200 км в день, «быдла» на дороге хватает, парней с «Горного аула» вижу каждый день и по многу, как ездили у себя по горам, так ездят и здесь.
    Но есть еще один типаж «Человек который обломался»:
    Не показал поворот, так как говорил по мобиле и было неудобно это сделать.(относится чаще всего к женскому полу)
    Не включил фары (особенно в дождь и вечером), зачем мне фары, я все вижу, фонари-же есть.
    Не посмотрел в зеркало при маневре, зачем поворот-же показал, это же дает правило поворачивать.
    Товарищи которые обломались починить оптику на машине(это когда не горит вообще ничего, ни указатели, ни тормоза, ни габариты, ни задний ход), ну они может и соблюдают правили, и маневры все показывают, только мне от этого не легче, особенно когда такое, едет перед тобой ночью.
    И вот все эти товарищи, превращают поездки по городу в реалити-шоу «Угадай Маневр».
    Правильно было сказано, «Вождение это постоянная игра в уклонение».
    Пешеходы, которые лезут, где ни попадя, особенно убивают родители, которые перебегают 10 полосную дорогу с маленьким ребенком метрах в 50 от перехода. Люди реально не отдают себе отчет в том, что зеленый это не гарантия, что за рулем тс может оказаться «пьяный матрос на мотоцикле», что ТС может сломаться и не успеть остановится, что водителю может стать плохо. Да мало-ли еще что. Люди не понимают, что на дороге в темное время суток их реально не видно на дороге дальше чем за 20 метров, а это тормозной путь для легкого авто со скорости 50-60 на ровной сухой дороге(покажите мне водителя, который ночью на пустой дороге не превышает скорость).
    На мой взгляд, очень не хватает культуры вождения да, и поведения в целом. Это надо прививать со школы, вместо уроков религии (и пусть меня закидают тапками), но это знание, которое потом реально спасет не одну жизнь, когда дело дойдет до поведения на дороге. Когда лишний раз не проскочишь на желтый и не перебежишь на красный.
    Я считаю что, поведению на дороге, ПДД и вождению, детей надо учить на уроках в школе, так как потом скорее всего будет уже поздно.

  • Отлично написано. Но вывод спорный.. Если не воспитывать, то так и не воспитается Девятка. Не таранить конечно, но если бы ГАИшники все были «городскими», ну типа как в Америке, то вдругорядь (!) он не полез бы всех «делать на повороте»..

    Да. если бы, да кабы:)

    • Друзья рассказывают — в Америке и в Израиле полицейские очень крутые — особо не разговаривают, сразу лицом на асфальт и в наручники. Не вякнешь )

      • В Европе полиция вообще не тормозит за мелкие нарушения, такие как, пересечения одной сплошной, разговоров по телефону, не пристегнутых ремней. Там просто стоит человек с блокнотиком и записывает номера машин и вид правонарушения. А потом приходит штраф по почте. И все и нет никакого мздоимства как у нас, вот произошло со мной(http://www.drive2.ru/cars/opel/omega/omega_b/phantasm/journal/288230376152157245/#post). При причем не может не угнетать такая ситуация, ибо это норма жизни, 500 удостоверение личности, 2000 водительские права 50000 и ты трезв как стеклышко. Это все не правильно, аморально, но мы этому потворствуем, как можем.

        • Интересный случай )

          Я думаю, с развитием интернета ситуация будет довольно быстро меняться. В Казани уже везде камеры. Парковочная полиция ходит и снимает на видеокамеру номера нарушителей. Еще нужны, пожалуй, бригады для выездов на ДТП, а остальные вымогатели уже окажутся не у дел. Надеюсь, так будет.

          • Проблема не только в вымогателях, а в том что пред законом все равны, но кто-то ровнее. Но с чего-то начинать надо. Пусть с малого.
            Но нельзя делать это однобоко.
            Нельзя вводить новые штрафы для водителей и не вводить их для пешеходов. Когда правила соблюдает только один это не игра по правилам.
            Гаи должно показывать образец поведения на дороге, а они являются чуть-ли не самыми ярыми нарушителями ПДД. Эх будет регистратор наснимаю.

  • У таких людей просто нет «социального тормоза», и поэтому им нужен бог, УК etc.

  • Мне, как урождённому деревенщине под маской интелехента:), немного странно читать про «бескультурье» деревни. Первое впечатление от города: «что же за люди здесь живут», нравы города вызывают недоумение… Но не суть.
    Похоже,»Деревня и Город» — это переиначенное традиционное и «новое» общества, общинного и атомизированого людей, с совершенно разными механизмами регулирования. Для орла на девятке община — это реальность, которую он ощущает физически, а правила поведения на дороге — фикция. Поэтому он прагматично не придает фикции значения:)

    • Да, еще: горожане, так или иначе, понимают, что «общественный договор» не распространяется на тех, кто его не хочет принимать. Поэтому, действительно, лучше относиться философски.

    • Проблема заключается в том, что данная ситуация может окончится трагически, не только для орла на девятке. Если он убьется нафих, это не проблема, проблема, если он обналичит карту жизни еще для кого-нибудь, а как показывает статистика, скорее всего не для одного.

      • Не-а, проблема в том, что данная ситуация по умолчанию нерешаема. Если чуть-чуть изменить старую поговорку: «либеральность российских законов компенсируется их неисполнением».

        • Она решаема, но только в комплексе. Просто понятие ценности жизни и взаимного уважения, людям надо с детства прививать, и тогда возможно наши внуки будут жить в «нормальной стране», где «папуас папуасу друг, а не корм».

  • Гульнара:

    Злравствуйте, Айрат. С удовольствием прочитала статью, хоть и о грустном, но посмеялась) Я выражу только свое личное мнение. Вы пишите, что на парня Деревни карательные меры не подействуют, но и культурно-просветительная работа на него не подействует: поздно, да. Вы пишите — может только детей. Думаю, что у такого и дети будут такие. Я думаю, что это просто наглость, поэтому соглашусь с Бекки Шарпом — за шиворот и в хвост очереди. В случае с машиной, да, ничего не сделаешь, я бы подумала — «ну и наглый….» Я, Айрат, передвигаюсь на костылях. И никогда я себе не позволила лезть без очереди. Более того, я удивляюсь, что никогда не пропустят без очереди (ведь все устали), за редким случаем пропускают. Если мы с мамой в очереди, то мама всегда говорит: пройди без очереди, ведь тяжело все видят» А мне стыдно и страшно, потому что вижу колючие взгляды.
    И еще, я вспоминаю отрывок из фильма «Москва слезам не верит». Когда Гоша Баталов со своими друзьями — взрослые мужчины отлупили молодых парней. Помните?
    Когда состоялся вечером разговор между Гошей и Катей (Верой Алентовой), Катя ему говорит — теперь эти мальчишки будут думать, что прав тот, кто сильнее. А Гоша ей ответил — теперь эти мальчишки будут знать, что на любую силу найдется другая сила. И еще, у меня есть знакомая, бывшая моя начальница. Очень воспитанная,(хотела написать интеллигентная, но она не из семьи интеллигентов, из рабочих)) порядочная женщина. Она говорила — когда я вижу в транспорте наглого здорового мужика, который безобразно себя ведет, я жалею, что я не мужчина, я бы его за шиворот и пинком под зад из трамвая. Так что не орлы они, а стервятники, остальные для них падаль.

  • Гульнара:

    По поводу влияния родителей и среды. Ну буду спорить с американцами)))) Но по моему влияет и то, и то. А еще неизвестно что))
    Если родители невоспитанные наглые люди, то каким будет ребенок? Среда только добавит негатива. А бывает в интеллигентной семье вырастает поддонок. Ой, как всё сложнооооо))
    Спасибо за статью!)

  • Отлично! Только вы не рассмотрели очень важный аспект — «пожать плечами» не имеет воспитательной роли.

    Более того — глядя на «деревню» некоторые «горожане» поступают (изредка) так же, как и «деревня» — т.е. ситуация ухудшается, а должна улучшаться.

    Мне бы хотелось услышать ваше предложение, как проблему решить, а не «пожать плечами».

    • Я не ставлю себе задачу воспитывать окружающих. И лучшее воспитание, на мой взгляд, это воспитание своим примером, мыслями, взглядами, которые я излагаю в общении или, например, в этом блоге.

      «Более того – глядя на «деревню» некоторые «горожане» поступают (изредка) так же, как и «деревня» – т.е. ситуация ухудшается, а должна улучшаться.»

      Я не думаю, что ситуация ухудшается, т.к. многие «деревенские» все-таки видят вокруг себя другое поведение и меняются. Уровень культуры поведения в городе растет. Культура вождения — хоть медленно, но тоже, по моим наблюдениям, улучшается.

      Повторю мысль из поста — культура вещь эволюционная, она не прививается мгновенно, нужно время.

  • *Мне бы хотелось услышать ваше предложение, как проблему решить, а не «пожать плечами».*
    ================================
    «Нет человека — нет проблемы» )

  • Так и думала, что мои слова воспримутся буквально!)
    Конечно же, я имела ввиду ВСЁ человечество, которое никогда не избавится от своих животных качеств, своей натуры.
    Я считаю, что хамы — это злокачественные сангвиники (вспомните Ноздрева, который от простого приставания, хамства перешел к открытой агрессии). А это уже качество нервной системы, заложенное в генах, передаваемое по наследству.

  • Совершенно верно.)

  • Бекки Шарп тот самый деревенский типаж, пользуясь вашей терминологией.

  • Думаю,что здесь всё верно, если от частных случаев перейти к более общим и вдобавок расшифровать термины.
    Действительно, «деревенский» не означает «хам». Более того, деревенские могут себя вести довольно корректно. И даже часто.
    Однако, термин «деревенский» , если заменить на «крестьянский» и привязать не к территории проживания,а к истории, а именно «откуда есть пошли ноги», то много станет ясно. (полезная ссылка по теме http://www.retail.ru/article/all_retail/37377).
    «деревенский(крестьянский)» — это образ мысли-поведения, который основывается на инстинктах выживания в конкурентной среде. Причём движет чисто интуиция. Разум не работает вообще. Это и не хорошо и не плохо. Это есть, и далеко не только на дорогах.
    Чтобы выжить в городе(а не в городе особенно), не нужно заканчивать институтов. Академик , проживающий в комфортной квартире может умереть раньше ,чем бомж-алкоголик, проживающий где придётся. Я не имею ввиду насильственную смерть. Просто для выживания и доживания до пенсионного возраста , какой то особенный разум не нужен. Во всяком случае на данный момент.
    Очень хороший пример «крестьянского» мышления это чиновники Татарстана. Начиная с главы республики. Заканчивая всякими налоговыми инспекторами и ментами. Не хочу говорить плохого. Там разного много. Люди вобщем то делают дело какое то нужное в рамках существующей системы. Но есть явная тенденция: они эффективны, но нерациональны и недальновидны. В силу именно крестьянской близорукости.
    Парень на девятке тоже эффективен. Он обошёл всех и решил свою задачу — «не стоять в очереди», этакий природный принцип сперматозоида). Но он, просто не видит других людей и причинно-следственных связей в обществе, если переходить от частного к общему. Для него референтно(важно,значимо) только ближайшее его окружение — родственники, друзья (см. ссылку на статью выше). Для крестьянина самое важное существо на земле после своей семьи и скотины, это сосед. А прохожие на улице и в магазине – кто они вообще такие?
    А возьмите интернет : форумы, обсуждения, комментарии. Один из распространённых видов реплик в адрес чиновников, ментов и проч. публичных людей: «вот они нахапали, наворовали, себе всё, людям ничего, поставить его к стенке, себе то вон коттедж построил» и т.п. Типично родная , знакомая зависть, автоматически включающаяся и часто неаргументированная. Смотрит крестьянин на барина и цедит: вот мироед, пузо наел на наших харчах, на нашем труде. Вот стал бы я президентом, я бы то и это (тоже бы пошёл на лыжах кататься да дзюдо заниматься).
    И это ведь пишут «люди с компьютером». Паспорт городской, а сознание то деревенское.
    Те из одноклассников которые не попали в чиновники в силу недостатка активности.
    Ну и так далее. Можно много писать на эту тему. А ещё лучше систематизировать все реплики на форумах и очччень забавная картинка может получиться. Из серии «а судьи кто»)))

    p.s.…смотрю вот бывало на Минниханова и думаю, вот ведь совсем недавно с дерева слез. Почти что кастинг на фильм «Планета обезьян-3». Такой же ведь беспардонный типчик как и мальчики на тонированных «четырках», и даже круче в разы …Думаю дальше…А вот не хочу на его место. Не смогу ведь.

    Давайте начинать с себя. И гармонии нам)))

  • Сергей:

    Я никогда в Индии не был, но интересно — неужели там люди лезут все вперед из-за какого-то неуважения друг к другу? Или такое сильное самоуважение, что другие в расчет не принимаются? В последнее время много слышу про Индию, по моим представлениям там немного другие люди. Может представления неправильные? ) буду рад их расширить

  • Когда мне, студенту, было 20 лет, я на машине с друзьями подкатывал к магазину в славном городе Владивостоке за продуктами, наплевать нам было на очередь, стоят там какие-то пенсионеры, ну и пусть стоят…
    Мы как-то нагло и с шуточками лезли вне очереди, а если кто и делал замечание, то вышучивали этого дядьку. Сейчас я не стал слабее физически, но не хочу лезть вперед.

  • Я просто хотел продолжить , все такое понимание, как я думаю, приходит с возрастом и с наличием детей.А если к кому не приходит, значит пора диагностировать врожденный дефицит души.

  • очень заинтересовал сайт!так вот сижу читаю выписываю все ,что задело меня задело)) подходит мой молодой человек в комп повтыкал ,повтыкал и говорит — ты что в секту попала?))))))))))))))))

  • Роскошный текст. И «няшный» слог и мысли совпадают с моими )
    Конфликт коллективного села и индивидуалистического города был и есть.
    Это два подхода к жизни. Если грубо разделить всю жизнь человека на личную и на работу. То «селянин» не конкурирует в работе. Всем селом решили сеять. Посеяли. Ничего не выросло — никто не виноват. Но для «селянина» очень важна конкуренция в личной жизни. Кто сидит во главе стола и т.п. У горожанина же не остается сил на ритуальность личной жизни и выяснения кто круче. Он тратит все силы на конкуренцию в профессиональной сфере. Плюс более высокая плотность населения. Все это на бессознательном уровне заставляет нас шевелить плечами в потоке людей. И сельская ментальность и городская обе одинаково хороши и полезны. Например, Китай, который был и остается ярким образцом сельской ментальности. Наиболее «опасными» являются маргиналы, которые утратили уже сельские привычки, но еще не приобрели городские. Но и они необходимы для развития любого общества. Вопрос только в количестве оных. Иногда город просто не успевает переваривать вновь прибывших «селян». И тогда мы получаем переизбыток жителей городских общежитий пролетариата.