Костер и маленькие шаги

Я в ЖЖ год, но до сих пор открываю для себя хороших блоггеров. Даже тех, кто весь год болтался перед моим носом в Топе. Например, недавно открыл Алесю Петровну eprst2000

До чего же классно девка пишет, просто на удивление. Смешных дыберов в блогосфере много, но она не просто смешной дыбер. В ней есть глубина, а это редкость. И рассказывает она не только смешно, бывает и пронзительно-грустно, и задумчиво-философско. Но смешно часто. Вот, например:

«У кота Мити столько дел, столько дел. Во-первых, надо все время контролировать маму. Она везде шуршит. Страшнее всего бывает, что она шуршит в его лотке. Кот Митя сразу приходит и садится в дверях, опухая шаром. Потом он залезает внутрь и начинает все переделывать с таким видом, мол, сколько раз уже показывал и объяснял, вот так надо укладывать наполнитель, вот так. Мама любит, чтобы наполнитель лежал ровно, она прихлопывает его лопаткой. Кот Митя не согласен с этой концепцией и делает так, чтобы бугристо. Я не вмешиваюсь в этот конфликт поколений вообще…»

Единственное, что меня поначалу в блоге Алеси Петровны напрягало – ее жизнь как бесконечный прорыв. Вечный бой, покой нам только снится. Алеся работает вторым режиссером в кино, участвовала в сьемках «Дневного дозора», «Каникул строгого режима», других фильмов. Недосыпание, недоедание, съемки сутками напролет, ругачки по рабочим вопросам. Кровь, пот и слезы. Вот начало ее последнего поста: «Я не могу вообще больше делать три вещи: Первое: столько курить. Второе: столько материться. И третье: столько работать».

А потом я наткнулся на одну запись и кое-что понял.

Вообще, мне самому прорывы часто помогали. Лет до тридцати моя жизнь тоже была прорывом. И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что без разожженного под стулом костра многое не срослось бы.

Помню, когда я поступил на работу в оркестр оперного театра, мне пришлось учиться играть по-другому. Рядом сидели профессора и заслуженные артисты, и никого не волновало, что ты студент 4 курса. Получаешь деньги – играй. И не дай бог из-за тебя дирижер остановит оркестр. И когда я через полгода сдавал сессию, мой преподаватель сказал: «Ого, у тебя совсем другой звук и техника резко продвинулась. Что случилось?». А ничего, подо мной зажегся костер.

Спустя годы я оставил музыку и ушел в сетевой маркетинг. И у меня не было другого выхода, как начать зарабатывать деньги, потому что элементарно было нечего жрать. А на руках жена и маленький ребенок. И я стал подниматься.

Потом, когда случился дефолт 98-го года, пришлось все начинать с нуля. Я открыл свой бизнес, и первые годы были сплошным надрывом и прорывом. Костер горел не угасая. И эта фирма у меня до сих работает, хотя многие другие проекты не выдержали проверки временем.

Прорывы бывают нужны. Правда, в них есть одна особенность – во время прорыва думаешь только о результате. О моменте, когда, наконец, прорвешься и откинешься на спинку кресла. А до этого жизнь проходит мимо, ты ее не замечаешь. Спустя время, конечно, понимаешь, как было здорово: «А помните, мужики, как мы в 97-м начинали? – Да, было времечко…» И уже вспоминается со смехом, как по два дня забывали есть и ночевали на работе. А в момент прорыва не смешно. Какое там веселье, прешь строго на цель.

Если человек хочет захмелеть, он может выцедить стакан «Столичной». Морщась и терпя в ожидании результата. А может смаковать небольшими глотками Шардоне. Тогда он не терпит, а наслаждается. И когда пьют вино, результата особо не ждут. Получают удовольствие от вкусового букета, беседы, свечей на столе. Процесс хорош сам по себе.

Вино маленьких шагов и водка прорыва. Пить маленькими глотками – другая стратегия достижения целей. Экзепюри когда-то написал «Молитву», в ней есть слова: «Научи меня искусству маленьких шагов». Это очень мудрое искусство.

Однажды в середине 90-х мне повезло побывать на семинаре Джима Рона. Он всемирно признанный философ бизнеса, консультант мега-корпораций, автор книг и обучающих видео-лекций. На стадионе Лужники послушать его собралось 10 тысяч человек. К микрофону вышел маленький седой человек, сел и начал говорить какие-то простые вещи. Настолько простые, что некоторые я толком и не запомнил. Осталось ощущение, что он говорил что-то важное, но это важное стало всплывать только спустя годы.

Знаете, в жизни так бывает. Ты слышишь что-то миллион раз, а на миллион первый тебя вдруг пробивает. Ага, понял! Вот оно что, оказывается!.. Так называемый «ага-эффект». Дошло. Дошло до печени, почек и селезенки. Все умное в мире давно сказано, придумать новое сложно. Но мысль должна вызреть внутри. А до этого она стучится в стенки сознания, и вроде все понимаешь, но тебя это как бы не касается.

Так вот, Джим Рон говорил о маленьких шагах. Если каждый день совершать небольшое, но правильное действие, неминуемо придешь к цели. Если каждый день съедать по зеленому яблоку, можно сберечь пару зубов. Не обязательно бежать огромными прыжкам, задыхаясь и хватаясь за сердце. Жизнь длинная, можно наслаждаться легким бегом и любоваться окружающими пейзажами. Главное не останавливаться и бежать в правильном направлении.

Насчет правильного направления тоже есть нюанс. Когда ты в прорыве, на финише может оказаться, что прибежал — не туда. Или туда, но здесь тебе уже не нравится. Или нравится, но по дороге ты потерял семью, друзей, два пальца на ноге, так что приз уже радует не так сильно.

Результат не приносит радости.

То же самое, в принципе, может произойти, если двигаться маленькими шагами, но не посматривать вперед.

Чтобы избежать разочарования, есть хорошее правило – всегда делать только один первый шаг. Наметил цель, прикинул расстояние, сделал первый шаг. Остановился, посмотрел по сторонам – все в порядке? Посмотрел вперед — не сместилась ли цель? Подправил, если нужно, маршрут и — делаешь первый шаг. Опять смотришь. Корректируешь маршрут. Делаешь первый шаг. Всегда делаешь только один первый шаг.

И не забываешь радоваться жизни. Чего не хватает в прорыве — это радости жизни. Радуешься потом, по достижению, но когда под тобой припекает, не до удовольствий.

Костер под стулом бывает необходим, многих целей без него достичь невозможно. Подо мной костер горел много раз. Но иногда я все-таки жалею, что «ага-эффект» по поводу маленьких шагов не наступил раньше.

Алеся Петровна девушка умная и про надрыв и костер под стулом все понимает. Вот что она пишет:

«Я стала уже похожа на пустой тюбик зубной пасты. Это когда паста совсем закончилась и ты каждое утро обещаешь купить новую. Но забываешь. Поэтому каждый раз давишь и выжимаешь все, что еще могло остаться. …Потом срезаешь верхушку у тюбика и начинаешь выковыривать. Обещаешь купить, обещаешь… И все равно следующим утром выковыриваешь еще. Обещаешь себе отдохнуть, обещаешь… И все равно каждый раз продолжаешь жать последние силы. Отрезаешь себе голову и начинаешь выковыривать…»

И дальше:

«Впрочем, все подобные аллегории – это чистое самолюбование и корчи по поводу себя, нелюбимой. Не хочешь столько работать – не работай».

А потом я дошел до записи, где она говорит: «Когда все плохо – мне хорошо. Во мне погиб кризис-менеджер». И я подумал – это такой характер. А еще – такой возраст и такой период. Когда-нибудь, возможно, время прорывов пройдет и ей захочется двигаться некрупными спокойными шагами.

А может и нет. Мы все такие разные.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

В ЖЖ!