Не рассказывай – показывай

Есть хороший принцип: «Лучше не рассказывать, а показывать». Применяется в самых разных сферах жизни.

Например, в письменной или устной речи. Информация воспринимается легче, когда перед глазами читателей или слушателей возникают картинки. В идеале речь должна представлять собой видеоряд, как в кино. В фильме ведь не покажешь сообщение вроде «Он ждал ее в течение длительного времени». Поэтому режиссеры выкручиваются как могут – снимают кадр, где герой тушит сигарету в пепельнице уже полной окурков. Или нервно вскидывает руку и бросает взгляд на часы. Или зевает и трет усталые глаза. Такие же картинки можно создавать и словами. Как я только что сделал.

Или взять воспитание детей. Папа говорит ребенку, что мама устает на работе, маме нужно помогать, о ней нужно заботиться и проч. Но ребенок гораздо лучше усвоит мысль, если увидит, что папа после ужина встает и принимается мыть посуду. И совсем хорошо, когда папа делает это не демонстративно. Если ребенок подсмотрит папин подвиг случайно, для него это станет мощнейшим позитивным внушением.

В отношениях. Женщины любят ушами — и на этом часто прокалываются. Навесят ей, наивной, лапши подлиннее, она и растает. А потом удивляется, что прекрасный принц вдруг превратился в гоблина. Умные женщины не слушают дифирамбов, они смотрят на поступки. То же и с мужиками – лучше пришей одну пуговицу, чем сто раз повтори, как ты меня обожаешь. Показывай, не рассказывай.

Хороший тренер психологических тренингов работает на 3-х уровнях: говорит на тему, одновременно пробрасывает внушения и параллельно что-то показывает. Играет мимикой, жестами, телом, всем своим поведением, подручными предметами… Сознательно люди воспринимают только слова, остальное идет прямиком в бессознательное. Поэтому у классного тренера участники получают хорошие результаты. Не зря платят деньги.

Любому навыку, будь то умение завязывать галстук, играть на гитаре или управляться с пылесосом, можно научить двумя методами. Первый — это «делай раз, делай два, делай три». Накинь конец галстука на середину, а затем продень в петлю. Зажми указательным пальцем 3-ю струну на 5-ом ладу. Читай инструкцию, там все написано. А второй метод – это «смотри сюда и делай как я». Бери галстук, гитару, пылесос и повторяй за мной. Когда перед глазами есть прообраз, обучение идет быстрее.

Вспомните еще примеры?

Поделитесь ссылкой с друзьями!

В ЖЖ!

32 Коммент.

You must be logged in to post a comment.

  • Как всегда — золотая середина: неинтересно смотреть фильм без звука (не все), трудно изучать язык по книге с транскрипцией etc.
    У нас в стране комиксы считаются «чтивом», мягко выражаясь, для примитивов (или для детей).
    В отношениях, соглашусь, работает на 100 %.
    Как сказал поэт: «Весомо, грубо, зримо»…

    • Недавно я в турагентстве в Бангкоке увидел стеллажи, забитые комиксами. Их там было, наверно, несколько тысяч, Ленинская библиотека. Обалдел. А у нас почему-то комиксы не прижились, да.

  • Ну да :) И та же инструкция работает лучше, если в ней есть илююстрации.

  • Метод японского преподавателя Судзуки, используемый им в обучении детей игре на скрипке. Я называю его кинестетическим — допустим, приему игры tremolo можно учить больше года, объясняя его на словах, а можно за несколько минут, предложив ученику крепко пережать в запястье руку учителя, когда он исполняет этот прием на музыкальном инструменте — чем я с большим успехом и пользуюсь. Ну и обучение многим другим приемам игры — в том же духе.

  • Ка-пекс:

    Насчет детей — на все 100%. Что вспомнилось? Переход через улицу на красный свет, вернее беребег )) Ребенок перебигает вместе с родителями, а потом теже родители объясняют, что на красный свет, дорогой(ая) мой, ни-ни ))
    Насчет отношений мужчины и женщины, тоже верно, правда есть некоторые нюансы. Люди по-разному показывают свою любовь (иногда отсюда и проблемы в молодых семьях)»Ты меня не любишь!» кричит она, «что ты конкретно для меня сделал???Что?» Чешешь затылок и думаешь ну как же…только что кран починил,в маг сходил,вот что еще надо??? а не,для нее любовь проявляться должна по-другому. Пришить пуговицу, говорите, вот для меня это не показатель.
    Еще и роли люди занимают разные. Пока я любовник, не думаю,что обязан обеспечивать ее финансово, да, кафе, да, подарки,а востальном сама…сама. Так же и женщина, если она в роли любовницы, пришла — ушла, то не думаю, что любовь она будет показывать мОя у меня посуду, стирая мои штаны и пришивать пуговицы.Иначе, наверняка, иначе. Нюансы…нюаны
    Пост интересный. Спасибо.

    • Виталий:

      К «любовнику» ведь тоже приходят через «поклонника», «состоятельного покровителя», и т.д.; только вот эти амплуа вытекают чаще из финансовой состоятельности, к любви как таковой отношения не имеющей. 
      Недавно читал, что в китайских школах будут учить понимать значение любви, правильно выражать эмоции, принимать или отвергать чужие чувства, поддерживать и прекращать отношения. Может у них чего и получится?

      • Ка-пекс:

        «Недавно читал, что в китайских школах будут учить понимать значение любви, правильно выражать эмоции…»

        Интересно, хорошая задумка ))Людям обычно себя понять сложно, не то чтобы понять других. Этому действительно учить надо. И долго.И молодцы, что со школы, «взрослые» обычно считают, что их собственный опыт кладис,и уж он(она), точно знает как «правильно»должно быть. Кстати, считаю, что опыт не всегда бывает полезным. Некоторые, из-за своего опыта боятся сделать что-либо или характер хреновым становится)

        Я, наверно, не совсем верно выразился. Под «любовником» и «любовницей» я имел ввиду любимого человека, но без совместного проживания с ним. Короче, зачем ждать от нее проявления любви в виде ужина, поглаженой рубахи, если сам финансово полностью не обеспечиваю. А вот если вести совместное хозяйство…то да, но тут и роль другая. Если девчонки вели себя бы как жены (не будучи ими) нифига бы тогда не женился)))) Зачем)) И так клево. Да.
        А любовница, которая пришла-ушла и взаимной тяги…душевной))(!) толком нет, то да, согласен. Там чисто торгово-рыночные отношения, и «за просто так» попу никто не поднимет. Ты мне кошелечек, я тебе свою молодость, красоту…ну и …короче. Самое интересно, такие отношеня дороже стоят, но по качеству не каааатят)ИМХО
        Но это так, мысли вслух.

    • Нюансов много, конечно. Спасибо.

  • Самый яркий пример наглядного обучения. Компьютерные видео-пособия. Например Уроки фотошоп, автокад, и многих прочих, где все действия заключаются в «повторяй за мной».

    Также хорошим примером, можно считать любую разминку, гимнастику или тренировку, где мы что-либо повторяем за тренером/учителем.

    Ну еще когда нас родители/знакомые чему-либо учат. И говорит нам, ну пусть будет дядя Вася — Вот видишь, эту фиговину сюда, а эту — тыкает пальцем — туда, и фиксируешь здесь — снова тычет пальцем.

    Как-то так.

  • Отступление от темы, сорри:
    оказывается, ты выкладываешь статьи и на «Руськой правде»! То-то статья про «разбитые окна» показалась мне знакомой…
    Большой респект.

  • Вот точно подмечено. Или личным примером или наглядными пособиями, то бишь, картинками. Я обожаю наглядное пособие, но если оно не сопровождается или текстом или рассказом, оно меня не заинтересует вообще. Отсюда — не люблю коммиксы) Про умных женщин согласна) Она смотрит по поступкам, но и почему бы в это время не потешить ушко?)»А Васька слушает, да ест»)Не зря же придумали)А вот за пуговицу не очень согласна. В меру — да)Пришила пуговицу — сказала — Я тебя обожаю))) Ну, примерно так) А то увлечется шитьем, а он пойдет к той, которая пошепчет) Сами же говорите, нужно работать на 3-х уровнях. То есть если я правильно поняла — шить, шептать и глазки строить)) Иногда одно можно опустить на время. Так как это же не тренинг. А жизнь)

  • Артемида:

    А я часто по жизни ловила себя на ощущении, что мне интереснее читать книгу, чем смотреть по ней фильм… те картинки, которые возникали у меня самой, нравились мне больше!

    «После трех будет поздно» — смотря для кого :) Насколько я понимаю, пока ещё не особо и превзошли многих из тех, кто начал значительно позже :)

  • у меня был такой случай: компания общих знакомых ходила в баню 2 года в один и то-тде день, постоянного коллектива не было. после себя нужно было убрать(вытереть стол, подмести, убрать листья после веника). я был ответственный за баню, и стал вопрос выполнения перечисленных робот, я решил сам все убирать, так как коллектив не постоянный и дежурство создать тяжело. я убирал три месяца сам, это занимало 10 минут. а через три месяца я выходил из бани,собираясь сделать уборку, и видел как ребята сами начали убирать, никто не кому ничего не говорил, один брал веник и заметал, другой убирал со стола. и оказалось они не говорили об этом, это организовалось без постороннего вмешательство и четкого графика.

  • Дмитрий:

    Плавно сползли с показа и рассказа на личный пример…)))
    А это уже ближе к Теории разбитых окон…

    На самом деле всё это очень и очень индивидуально — каждый хочет получить от любимого человека то, что нужно именно ему…

    А есть в жизни такие вещи, которые словами вообще невозможно объяснить…

  • Гульнара:

    Здравствуйте, Айрат! Спасибо за статью. Я согласна на 100% Личный пример хоть в воспитании детей, хоть для взрослых более эффективен, чем говорильня. По поступкам надо судить и мужчин, и женщин. Но всё-таки так приятно, когда мое ушко слышит приятные слова, комплименты))) На надо забывать Булата Шалвовича Окуджаву — «Давайте говорить друг другу комплименты….» Или — доброе слово и кошке приятно. Так что надо совмещать и то, и то)) Спасибо за статью)