Не рассказывай – показывай
Есть хороший принцип: «Лучше не рассказывать, а показывать». Применяется в самых разных сферах жизни.
Например, в письменной или устной речи. Информация воспринимается легче, когда перед глазами читателей или слушателей возникают картинки. В идеале речь должна представлять собой видеоряд, как в кино. В фильме ведь не покажешь сообщение вроде «Он ждал ее в течение длительного времени». Поэтому режиссеры выкручиваются как могут – снимают кадр, где герой тушит сигарету в пепельнице уже полной окурков. Или нервно вскидывает руку и бросает взгляд на часы. Или зевает и трет усталые глаза. Такие же картинки можно создавать и словами. Как я только что сделал.
Или взять воспитание детей. Папа говорит ребенку, что мама устает на работе, маме нужно помогать, о ней нужно заботиться и проч. Но ребенок гораздо лучше усвоит мысль, если увидит, что папа после ужина встает и принимается мыть посуду. И совсем хорошо, когда папа делает это не демонстративно. Если ребенок подсмотрит папин подвиг случайно, для него это станет мощнейшим позитивным внушением.
В отношениях. Женщины любят ушами — и на этом часто прокалываются. Навесят ей, наивной, лапши подлиннее, она и растает. А потом удивляется, что прекрасный принц вдруг превратился в гоблина. Умные женщины не слушают дифирамбов, они смотрят на поступки. То же и с мужиками – лучше пришей одну пуговицу, чем сто раз повтори, как ты меня обожаешь. Показывай, не рассказывай.
Хороший тренер психологических тренингов работает на 3-х уровнях: говорит на тему, одновременно пробрасывает внушения и параллельно что-то показывает. Играет мимикой, жестами, телом, всем своим поведением, подручными предметами… Сознательно люди воспринимают только слова, остальное идет прямиком в бессознательное. Поэтому у классного тренера участники получают хорошие результаты. Не зря платят деньги.
Любому навыку, будь то умение завязывать галстук, играть на гитаре или управляться с пылесосом, можно научить двумя методами. Первый — это «делай раз, делай два, делай три». Накинь конец галстука на середину, а затем продень в петлю. Зажми указательным пальцем 3-ю струну на 5-ом ладу. Читай инструкцию, там все написано. А второй метод – это «смотри сюда и делай как я». Бери галстук, гитару, пылесос и повторяй за мной. Когда перед глазами есть прообраз, обучение идет быстрее.
Вспомните еще примеры?